Сейчас мало кто смотрит северокорейское кино. Какой фильм из КНР смотрели последний раз вы? Думаю, что многие, в лучшем случае, могут вспомнить короткометражные мультипликационные ленты и документальное кино. Пожалуй, самым знаменитым северокорейским фильмом в нашей стране стал «Хон Гиль Дон». Это популярнейший и ставший культовым северокорейский эпос времен эпохи CCCР.
Что мы знаем о северокорейском кино ? Во многом, оно ориентировано на внутреннее использование и рассчитано на свою аудиторию. Главной целью в них является восхваление быта и культуры страны. Перед нами появляется образ идеального государства, который строится даже не на принципах соцреализма, а скорее на соцфентези, если можно так выразиться.
Данный фильм сложно встраивается в эту картину. Это не типичная картина для Корейской Народно-Демократической Республики. Это, в первую очередь, развлекательное кино про общекорейского персонажа. Этакого Робина Гуда из Кореи.
Последний раз это фильм я смотрел на еще на ламповом телевизоре, у которого не было даже дистанционного пульта. Двадцать лет прошло с тех пор, когда мне впервые довелось увидеть этот фильм. То далекое время помнится с трудом, но в памяти остались сильнейше эмоции о фильме. Будучи ребенком, было сложно пытаться, что-то анализировать в этой картине. Тем более, что все сознание занимали головокружительные боевые сцены, которыми так богат «Хон Гиль Дон». Уверен, в младшем возрасте умение главного героя прыгать через ели с кирпичами на ногах вызывало бурю эмоций. Теперь новые юные «последователи» Храброго Хон Гиль Дона точно знали, чем они будут заниматься на летних каникулах в деревне.
С появлением на советских экранах «Хон Гиль Дона», восточные искусства стали рассматриваться как нечто таинственное, запретное, что-то такое, что может научить тебя особым приемам. Где то далеко на востоке люди изучают смертельные боевые искусства, благодаря которым они могут бегать по деревьям, летать и исчезать. Благодаря «Хон Гиль Дону» и его широкому прокату в СССР восточные боевые искусства получили мистический ореол.
«Хон Гиль Дон» стал первым фильмом о восточных единоборствах, появившийся в советском кинопрокате. Он больше походил на сказку, и реальных боевых искусств в нем мало, но интересные фантастические кульбиты, проделываемые героем, невольно наталкивали на желание поближе познакомиться с каким-нибудь восточным единоборством. Картина появилась в Советском Союзе на официальной основе и имела профессиональный дубляж.
Многие боевые сцены и сюжетные повороты фильма сделаны под явным влиянием кунг-фу и это не скрывается.
События фильма разворачиваются в XVII веке в Корее. У высокопоставленного чиновника Хона на свет появляются два сына. Одним из них был Гиль Дон . Его мать, Чунь Сун была самого низшего сословия, и к тому же наложницей. Бедную девушку вместе с маленьким Гиль Доном буквально изводит официальная жена чиновника. Хон Гиль Дон растет на редкость умным мальчиком. Такое несправедливое отношение к нему и матери вызывает волну непонимания. Он никак не может понять, почему такие простые слова как брат и отец не могут быть сказаны им в привычном значении. Почему брата нельзя называть братом, а отца — отцом?
Параллельно с этими событиями происходят серьезные социальные волнения в провинции Пхеньян. Народ там буквально изнемогает от непосильных требований своего правителя. К этому добавляется и проблема с потерявшими страх разбойниками. Император решает отправить туда своего доверенного чиновника Хона.
Супруга Хона не решилась поехать вместе с ним, боясь попасть в руки разбойников. Поездка в мятежный Сеул была действительно опасной затеей. Однако любящая наложница, наоборот, напросилась, хотя ей предполагалось жить в отдельном доме.
Официальная супруга Хона очень коварная и хитрая женщина. Она нанимает банду разбойников для того, чтобы учинить расправу над соперницей. От неминуемой гибели мальчика и его маму спасает мудрейший мастер тэквондо. Он берет к себе в ученики молодого Хон Гиль Дона и обучает его всем премудростям боевых искусств.
Повзрослев, Хон Гиль Дон ступает на путь защиты своей родины от японских разорителей — ниндзя. В совершенстве владея приемами тэквондо и, ловко действуя клинком, в одиночку он расправляется с врагами.
По причине происхождения, фильм изобилует множеством идеологических штампов: ярко выраженное социальное неравенство между разными классами средневековой Кореи, жестокость феодалов и правящей в Сеуле элиты. Также, главными злодеями выступают ниндзя из Японии.
Главные злодеи фильма — ниндзя из Японии, с которой у КНДР всегда были очень напряженные отношения.
Фильм «Хон Гиль Дон» значительно повлиял на Азиатское кино. Все стереотипы китайского восточного современного фильма о боевых искусствах можно без труда найти в «Хон Гиль Доне». Это отношение учителя и ученика, тайные боевые искусства, мастерство полета, коварные ниндзя и т.д. Так китайские боевики «Крадущийся тигр» и «Герой» взяли многое от этого северокорейского фильма.
Стоит отметить, что Хон Гиль Дон популярен и в Южной Корее, где про него также снимают фильмы.
В 2008-м году по южно-корейскому телевидению показывали 24-серийный сериал «Хон Гиль Дон: острый клинок». Однако после оригинальной брутальной картинки смотреть это совсем не интересно и возвращаться к нему нет никакого желания. Совсем другие дела обстоят с «Хон Гиль Доном» из детства. Хон Гиль Доном, которого в нашей стране знал каждый мальчишка.