Художественный фильм «Стачка» стал первым фильмом, в котором было показано массовое выступление пролетариата. Картина рассказывает о росте революционного сознания в среде рабочих.
Это экранное произведение по праву считалось новаторским для своего времени. В нем соединялось художественное творчество и идеология. Почти хроникально были воспроизведены «всполохи» революционного движения в России. Картина «кричала» о необходимости диктатуры пролетариата.
«Стачка» стала первой интернациональной картиной в истории мирового кинематографа, в смысле пролетарской солидарности рабочего класса. Фильм является аллегорией не конкретной забастовки, а общего восстания всего рабочего класса. Это образ мировой стачки.
Методы, которые могут создать эпос грандиозных социальных движений должны были быть освоены всеми пролетарскими искусствами. Самым могущественным и действенным оказалось кино.
Не смотря на то, что в «стачке» отсутствует привычное понимание сюжета и героев, она привлекает внимание со стороны общественности. Эйзенштейн взялся за новый «соцзаказ» и создал фильм к двадцатилетию первой русской революции. Этот фильм стал революционным и по содержанию, и по форме мысли режиссера. Эйзенштейну удалось выдать кардинально новый кинематографический продукт. К главным особенностям картины можно отнести отсутствие следующих элементов: драматургической фабулы и индивидуальных образов героев. Главным героем выступала масса.
В визуальном плане фильм полностью отринул наследие прошлых лет. Отрицался и такой вид творчества как станковая живопись и драматический театр. Художник картины и режиссер выступали за распространение агитации и популяризации Советской власти, что нашло отражение и в этом фильме.
Режиссер путём сопоставления нескольких монтажных кадров пытался довести до зрителя посыл фильма и свой замысел. В картине присутствует сцена расстрела рабочих. В нее вмонтированы кадры с закалыванием и освежеванием скота. По мнению Эйзенштейна, этот прием должен был донести до зрителя ассоциативное сопоставление расстрела с бойней. В дальнейшем этот прием стали называть «кинометафорой».
В какой-то степени «Стачку можно сравнить с документальным кино. Вместе с этим в ней присутствуют вполне театральные и даже цирковые постановочные эффекты. Так можно отметить наполненную эксцентрикой сцену с неожиданным появлением шпаны из бочек.
Эйзенштейн использует крупные и детальные планы предметов, что в дальнейшем также станет визитной карточкой режиссера. С помощью света и подбора ракурса Эйзенштейн выразил в лаконичной форме характеры и создал емкие, обобщенные образы-эпитеты. Свет помогал режиссеру распределять смысловые роли для каждого актера, который должен был быть «окрашен» в черный или белый цвет. Так на отрицательных персонажах, даже не смотря на ясную погоду, всегда лежит будто бы тень.
Что же касается воссоздания среды, вещей, декораций, костюмов, то здесь, принцип режиссера — реставрация. Эйзенштейн оставался приверженцем передачи подлинной картинки и достоверных образов.