Обзор художественного фильма «Список Шиндлера» реж. С. Спилберг

История создания фильма «Список Шиндлера» началась за долго до того, как режиссер картины Стивен Спилберг приступил к съемкам. Над сценарием работали почти три десятка лет, а его создание связывают с историей Оскара Шиндлера, спасшего тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста.
К началу 1990-х становится популярным отрицание неонацизма и событий Холокоста. Это подталкивает Спилберга снять фильм и вновь напомнить широкой общественности о тех страшных событиях. Любопытно, что в это же время режиссер активно работал над фильмом «Парк Юрского Периода», что не помешало ему взяться за картину, кардинально отличающуюся по настроению и масштабу.
«Список Шиндлера» является редким примером того, как фильм точно следует историческим событиям и при этом укладывается в привычную трехактовую драматургическую схему повествования.
В первом акте мы знакомимся с Шиндлером. Происходит экспозиция и завязка сюжета. Мы видим, как бизнесмен пытается наладить новое дело в условиях Второй мировой войны. Второй акт повествует о заключении евреев Шиндлера в концлагерь Плашов, где нас знакомят с главным антагонистом фильма, комендантом Амоном Гетом. Третий акт посвящен спасению из Аушвица и завершению трансформации образа героя Шиндлера.
Фильм следует исторической канве, но некоторые фрагменты пришлось изменить в угоду кинематографичности.
Основные съемки проходили в польском Кракове и на его окраинах. Режиссер решил почти полностью уйти от павильонных съемок и по максимуму задействовать места, где в реальности разворачивались экранизируемые события. В фильме мы можем видеть реальную квартиру Шиндлера и экстерьер его фабрики в Кракове. Еврейское гетто снимали в реальном районе города. Исключением стала сцена концентрационного лагеря Плашов. Его пришлось воссоздать в карьере возле того же места, где лагерь был в действительности. Реальные съемки на местности портили современные здания на заднем плане.
Работая над «Списком Шиндлера», Стивен Спилберг намеренно отказался от раскадровок и детального планирования сцен. На этот шаг режиссера подтолкнула документальная работа о Холокосте «Шоа» Клода Ланцмана. Спилберг хотел передать ощущение документального кино и позволить зрителю стать наблюдателями реально происходящих событий. Актеры получили установку действовать по основному сюжету сцены, а остальное должно фиксироваться при минимальном вмешательстве.
Режиссер намерился создать художественное кино с референсом в документалистику. Спилберг ставил задачу снять фильм в черно-белом формате, для наибольшей схожести фильма с хроникой военного времени. Он объясняет решение так: «Холокост был жизнью без света, а для меня символом жизни является цвет. Поэтому фильм о Холокосте должен быть именно черно-белым». В ряде сцен оператор хотел добиться эффекта сияющих лиц. Для этого применялись желтые и оранжевые фильтры. Они убирали соответствующие тона кожи.
Продумывая визуальный стиль, Спилберг свел к минимуму популярные на тот момент инструменты: зум-объектив и стедикам. Более 40 % от всего хронометража было снято на ручную камеру. По мнению автора, этот прием придавал визуальному ряду «документализм», и остроту.
В «Списке Шиндлера» мы наблюдаем самый известный пример колоризации — сцена с девочкой в красном пальто. Этот прием подчеркивает трагичность действия. Данная сцена одна из немногих в фильме, снималась на цветную пленку.
Звуку в фильме отведено не меньшее значение, чем визуальной части. Именно здесь Спилберг впервые применил эффект звучания, позволяющий источнику перемещаться в произвольном направлении. С диалогами звукорежиссер работал не как с отдельными звуковыми эффектами. В них была сохранена динамика и живость происходящего, что так же работает на создание достоверного эффекта происходящего. ​

Автор: Кирилл Набойщиков
Поделиться с друзьями
Posted in Новости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *